Воздушные фильтры: бомба замедленного действия или залог движения?
Концентрация пыли на наших дорогах
в несколько раз выше, чем на европейских - содержание твердых частиц в воздухе
на наших дорогах колеблется от 2 до 10 мг/куб. метр. За год эксплуатации в
воздушный фильтр автомобиля мощностью 100 л/с попадает от 30 до 150 грамм пыли.
В случае недостаточной фильтрации пыль оказывается в камере сгорания и в масле.
Результатом становится ускоренный износ поршневой группы (до 5-8 раз быстрее
установленного ресурса), а также потеря мощности и повышенный расход топлива.
Современный автопром, стремясь
сократить расходы на обслуживание новых моделей, требует от производителя
расходных запчастей существенного увеличения ресурса - до 50.000 километров и
более. Воздушный
фильтр должен сохранять свои характеристики при попадании воды, быть
устойчивым к воздействию масла, паров топлива, картерных газов, а также высокой
(до 90 °С) температуры.
Долговечность и надежность воздушного фильтра
зависит от материала фильтроэлемента. Сегодня применяются несколько видов
материалов – целлюлоза, целлюлоза с пропиткой, композиционные материалы (слои
целлюлозы и синтетики), чистая синтетика. Чистая дешевая целлюлоза разлагается
быстрее остальных. Добавка 25% полиэфира увеличивает стойкость материала в пять
раз. А 100%-ная синтетика в 13 раз устойчивей к неблагоприятной среде, чем
целлюлоза. Ресурс также зависит и от площади фильтроэлемента. Квадратный метр
самых распространенных фильтровальных материалов (целлюлозы и композита)
способен поглотить от 200 до 300 грамм пыли.
Недобросовестные производители экономят на качестве и
количестве фильтровальных материалов. Или заявляют ресурс из расчета
европейских норм запыленности, которые существенно ниже наших, что обусловлено
состоянием российских дорог и природно-климатическими условиями. Это явное
введение потребителей в заблуждение.
Важной характеристикой воздушных фильтров
является сопротивление воздушному потоку, поступающему в двигатель. Чем выше
степень очистки воздуха, тем меньше должна быть пористость бумаги или нетканого
материла. Для исправной работы двигателя фильтр должен пропускать не более 1%
частиц пыли. Однако, чем меньше поры фильтроэлемента, тем быстрее они
забиваются. Ездить на «забитом» воздушном фильтре,
все равно, что заниматься членовредительством. Во-первых, вследствие
переобогащения рабочей смеси повышается расход топлива и ухудшаются
динамические свойства двигателя. Во-вторых, фильтровальный элемент может
порваться в любое мгновение, поскольку доступные для прохождения воздуха
участки элемента испытывают в несколько раз большую нагрузку, чем обычно. Там
где тонко обязательно порвется! И тогда вся пыль устремится прямиком в
двигатель.
Очевидно, что достичь оптимального сочетания важнейших
характеристик фильтровального элемента – пылеемкости, стойкости, пористости и
сопротивляемости потоку, весьма непросто. Затраты на разработку и производство
качественных фильтровальных материалов сопоставимы со строительством
конвейерного производства автомобилей. Поэтому при приобретении воздушного фильтра
стоит обращать внимание на информацию о фильтровальном материале. Желательно,
чтобы он был производен одной из известных фирм.
Производителей по-настоящему качественных фильтровальных
материалов можно пересчитать по пальцам одной руки. Самый крупный —
транснациональная компания «Hollingsworth&Vose», являющаяся поставщиком
материалов и запасных частей таких автогигантов как Форд и Дженерал Моторс,
«Caterpillar», а также их дочерних предприятий. Именно эта компания одна из
немногих сумела создать синтетические фильтровальные элементы, позволяющие
достичь ресурса в 100 000 километров, как для воздушных фильтров,
так и для масляных.
Некачественный воздушный фильтр
чем-то напоминает бомбу замедленного действия. Печальные последствия вы
обнаружите только спустя некоторое время после его установки. К примеру, если
фильтр не плотно прилегает к корпусу или фильтроэлемент изготовлен из материала
с большим размером пор, то степень фильтрации вместо требуемых 99% может
составить 60-70% и стать смертельным для двигателя. Этим особенно грешат фильтры
неизвестных производителей, выполненные из дешевых нетканых материалов.
Также как и некачественные опасны и «реанимированные»
фильтры. Многие умельцы приспособились прочищать, продувать и промывать
воздушники. Но пусть вас не вводит в заблуждение безупречный чистый вид –
ресурс фильтра ограничен физическими свойствами фильтроэлемента. Кроме этого,
следует учесть, что эксплуатация автомобиля в сложных условиях требует более
частой замены фильтра. Определить, что «время пришло» можно по нескольким косвенным
признакам, таким как повышенный расход топлива, потеря мощности, затрудненный
пуск двигателя, увеличение содержания СО2 в выхлопе и т.д. Но до этого лучше не
доводить и менять фильтр вовремя.